Ситуативная помощь инвалидам

В целях реализации Закона Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2017 г. № 451 «Об утверждении Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017–2025 годы», Правил обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2022 г. № 796 «Об обеспечении доступной среды для инвалидов» в ГУО «Средняя школа № 7 г. Могилева"  разработан алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий.

Согласно указанному алгоритму, инвалиду, сопровождающему его лицу при необходимости посещения ГУО «Средняя школа № 7 г. Могилева» с целью получения какой-либо услуги, предоставляемой учреждением, нужно предварительно сообщить об этом работнику, за которым закреплено оказание ситуационной помощи инвалидам, при этом указав характер и объем требуемой ситуационной помощи.

Оказание ситуационной помощи инвалидам Сафонов Юрий Владимирович, тел. 375222736257

Алгоритм по оказанию ситуационной помощи инвалидам различных категорий

     Для обеспечения доступа инвалидам наравне с другим населением к социально-значимым объектам, необходимо оказывать ситуационную помощь в зависимости от вида и выраженности имеющегося у инвалида нарушения здоровья. «Ситуационная помощь» — это помощь, оказываемая инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать все услуги, оказываемые населению, наравне с другими лицами. В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа в учреждение образования инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи, здание должно быть оборудовано элементами доступности (широкие дверные проемы, кнопка вызова персонала и т.д.) в соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами, регламентирующими создание доступной среды. Оказание ситуационной помощи обеспечивается после получения согласия инвалида.

Основные категории инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи

  1. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «К»: (инвалид передвигается на коляске, костылях)

Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи инвалидам учреждения образования:

  • выходит, на улицу, открывает входные двери;
  • узнает цель посещения;
  • оказывает помощь при входе в здание;
  • сообщает руководству о посещении клиента с ограничением передвижения;
  • если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;
  • при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;
  • сопровождает получателя услуг до выхода;
  • оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
  1. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С» (инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации)

Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи инвалидам учреждения образования:

  • встречает слепого инвалида на улице (на входе в здание);
  • узнает цель посещения;
  • предлагает помощь;
  • если посетитель соглашается на оказание помощи, то открывает входные двери;
  • помогает войти в здание;
  • если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета (возможно с поддержкой под локоть);
  • при обращении без записи, сообщает специалисту о получателе социальных услуг; сопровождает в кабинет для решения вопроса (возможно с поддержкой под локоть);
  • по необходимости оказывает помощь при ориентации в кабинете; при необходимости консультации другого специалиста сопровождает получателя социальных услуг в передвижении по кабинетам, поддерживая его под локоть;
  • сопровождает получателя услуг до выхода;
  • оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
  1. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «О» (инвалид с поражением опорно-двигательного аппарата)

Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи инвалидам учреждения образования:

  • встречает инвалида;
  • узнает цель посещения;
  • оказывает помощь при входе в здание;
  • сообщает руководству о посещении клиента с ограничением передвижения с целью организации использования ассистивных устройств и технологий;
  • если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;
  • при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;
  • сопровождает получателя услуг до выхода;
  • оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
  1. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Г» (инвалид глухонемой или глухой)

Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи инвалидам учреждения образования:

  • встречает инвалида;
  • узнает цель посещения и нуждается ли он в услугах сурдопереводчика;
  • сопровождает и помогает ориентироваться (вход/выход);
  • во время пребывания инвалида в учреждении образования сопровождает инвалида по территории учреждения, знакомит с письменной информацией о проводимых в учреждении образования мероприятиях;
  • сообщает руководству о посещении клиента с ограничением передвижения;
  • если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;
  • при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;
  • оказывает помощь в заполнении документов;
  • по окончании приема сопровождает получателя услуг до выхода;
  • оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
  1. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «У» (инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением)

Ответственный за организацию оказания ситуационной помощи инвалидам учреждения образования:

  • встречает инвалида;
  • узнает цель посещения;
  • сопровождает (оказывает помощь сопровождающим их лицам при возникающих затруднениях) и помогает ориентироваться (вход/выход);
  • сообщает руководству о посещении клиента с нарушениями умственных функций;
  • если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;
  • при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;
  • оказывает помощь в заполнении документов;
  • по окончании приема сопровождает получателя услуг до выхода;— оказывает помощь при выходе из учреждения образования.

Особые потребности лиц с инвалидностью в зависимости от нарушенных функций организма при посещении школы

С учетом имеющихся нарушений функций организма, лиц с инвалидностью можно объединить в пять групп:

лица с двигательными нарушениями;
лица с нарушением зрения;
лица с нарушением слуха;
лица с нарушением речи;
лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями.

1. Лица с двигательными нарушениями - лица, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата и (или) нервной системы, сопровождающиеся нарушениями статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений и др.) и передвигающиеся с использованием кресла-коляски, с помощью специальных приспособлений для ходьбы с нарушениями (ролятор), использующие костыли и трости различной сложности, а также без использования ассистивных устройств и приспособлений.

Основные потребности лиц с двигательными нарушениями:

помощь при входе в здание и выходе из здания;
помощь при передвижении по зданию; помощь при самообслуживании.

При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении необходимо помнить:
любое индивидуальное техническое средство реабилитации (трости, костыли, ходунки, кресло-коляска и т.д.) - это собственность и элемент личного пространства человека, не нужно брать эти средства, перемещать их и т.п., не получив на то разрешения со стороны человека с инвалидностью.

Необходимо всегда спрашивать, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Если предложение о помощи принято, необходимо спросить, что нужно делать, и затем четко следовать инструкциям.

Если получено разрешение передвигать коляску, необходимо сначала катить ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Нельзя облокачиваться на нее, подталкивать ногами без разрешения.

Если возможно, следует расположиться так, чтобы лица общающихся (в том числе человека на коляске) оказались на одном уровне, например, сесть рядом на стул, чтобы человеку на коляске не пришлось запрокидывать голову (это неудобно, и при некоторых видах нарушений невозможно).

2. Лица с нарушением зрения наряду с лицами с нарушениями слуха относятся к лицам с сенсорными нарушениями. К этой категории граждан относятся также лица, имеющие различные сочетания сенсорных нарушений: полное нарушение зрения (абсолютная или практическая слепота), передвигающиеся преимущественно с помощью трости, собаки- поводыря, чело века-поводыря или ассистента; частичное нарушение зрения (слабовидение), передвигающиеся и ориентирующиеся, как правило, самостоятельно; полное отсутствие слуха с нарушением речи, частичное нарушение слуха, сохранившие речь в той или иной степени; различные сочетания сенсорных нарушений и речевых нарушений.

Основные потребности лиц с нарушением зрения:
помощь при входе в здание и выходе из здания;
помощь при ориентации внутри здания;
помощь при составлении письменных обращений (документов);
помощь при самообслуживании.

При общении с людьми с нарушениями зрения следует помнить о необходимости обозначения факта обращения к незрячему человеку, например, просто дотронуться до его плеча и (или) назвать его (если известно имя и отчество), а также предложить свою помощь.

Если необходимо завершить разговор, отойти от невидящего человека, нужно предупредить его об этом.

Если незрячий человек выразил готовность принять помощь и нуждается в сопровождении, нужно предложить ему взять сопровождающего за руку (например, согнув руку в локте, предложить инвалиду держаться за нее выше локтя, за предплечье и двигаться чуть позади сопровождающего (предпочтительно).

Предлагая помощь, встать с противоположной стороны от руки с тростью и дать возможность незрячему человеку взять вас под руку.

Предлагая незрячему человеку сесть, необходимо направить его руку на спинку стула или подлокотник, дать возможность свободно потрогать предмет.

Следует описывать кратко, где вы находитесь, предупреждать о препятствиях, не оставлять человека с нарушением зрения в открытом пространстве, не предупредив. При уходе необходимо привести его к ориентиру (например, к стойке, столу), где он будет чувствовать себя более защищённо и уверенно.

При необходимости прочесть что-либо незрячему человеку, необходимо говорить нормальным голосом, не пропускать информацию, не заменять чтение пересказом.

3. Для лиц с нарушением слуха ситуационная помощь заключается в помощи при входе в здание и выходе из здания (при необходимости), помощи при ориентации внутри здания, помощи при составлении письменных обращений (документов).

Ответственный специалист предоставляет информацию гражданину с нарушением слуха письменным способом.

При общении с лицами с нарушениями слуха необходимо помнить: если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ - написать, напечатать.

Чтобы глухой или слабослышащий собеседник Вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Используйте выражение лица, жесты.

Если существуют трудности при устном общении, предложить другой формат, например, письменную речь.

4. Лица с нарушением речи - это лица, имеющие речевые нарушения письменной и устной речи, проявляющиеся в отклонении от нормы, распаде уже сложившейся как письменной, так и устной речи, т.е. расстройствах голосообразования, артикуляции, звукопроизношения, темпа и плавности речи, лексических и грамматических нарушениях, трудностях построения связного высказывания, недостаточности фонематического восприятия, специфических дефектах письма и чтения.

Основные потребности лиц с нарушением речи:

помощь при входе в здание и выходе из здания;
помощь при ориентации внутри здания;
помощь при составлении письменных обращений (документов).

При общении с лицами с нарушениями речи необходимо помнить: не следует перебивать и поправлять человека, который испытывает трудности в речи. Необходимо задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка. 

Если не удалось понять собеседника, нужно попросить его произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

Если затруднена устная речь, использовать другие возможности передачи информации для обеспечения понимания - письменную речь, жестикуляцию.

5. Лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями - это лица, имеющие нарушения памяти, восприятия, внимания, мышления, интеллекта, испытывающие трудности в ориентации на объекте, выражении своих потребностей, вербальной коммуникации, понимании больших объемов информации, включая условия и порядок предоставления услуг.

Основные потребности лиц с интеллектуальными нарушениями:

помощь при входе в здание и выходе из здания;
помощь при ориентации внутри здания;
помощь при составлении письменных обращений (документов);
помощь при самообслуживании.

При общении с лицами, имеющими интеллектуальные нарушения необходимо использовать ясный язык, выражаться точно, не использовать длинных фраз, словесных штампов, образных выражений и сложных смысловых оборотов. Быть готовым повторить несколько раз.

поделиться в: