Дошкольное образование

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми

Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам.  Чтобы они охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание.

Для подвижных детей важно подобрать занятия, чтобы дети смогли и выплескивать свою энергию (музыкальная гимнастикапесенки с движениями, физкультминутки, подвижные игры), это занятия в подвижных секциях (плавание, хоккей, хореография, танцы (танцы под музыку, а также спонтанные движения ) и занятиях, способствующих развитию усидчивости (рисование, лепка из пластилина, глины, игры с песком, а также  занятия за компьютером (компьютерные развивающие игры, направленные на развитие внимания, навыков счёта, мыслительных процессов, игры на развитие произвольности).  

Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для такого ребёнка – в центре группы, класса. Он всегда должен находиться перед  глазами педагога. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к взрослому  за помощью в случаях затруднений.

Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце занятия.

Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается. В эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2-3 задания, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, включать физкультминутки или гимнастику для пальцев. Если вы видите, что ребенок не может продолжать работать,  можно переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее.

Стремитесь заполнить время ребенка самыми разнообразными занятиями. Благодаря их частой смене ребенок все будет делать с интересом, а значит целенаправленно и «усидчиво».

Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например повторение уже пройденного материала. После первого задания, он может выполнить что-то более сложное или начать ознакомление с новым материалом. Заканчивать опять чем-то легким. В определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить..

Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов. В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, не запомнит, не будет ей следовать.

Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Психологи так же заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое.

Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

Использование  тактильного контакта. Проходя по группе, классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание. 

Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).

Поверхностность - одна из основных черт гипердинамичного ребенка. Побольше говорите ему о чувствах, которые испытываете вы сами или другие люди (в том числе, например, герои фильмов или книг), объясняйте ему нравственную и этическую сторону происходящего («Что такое хорошо и что такое плохо»). Постепенно он привыкнет сам что-то анализировать и оценивать.

В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность.

Важен выбор партнеров для выполнения заданий, игр - друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными. Вероятнее всего, вы сами заметите, что именно такие дети и идут первыми на контакт с ним.

Вывод однозначен: терпение и спокойствие. И еще - повышенное внимание и ваша собственная грамотность.

свернуть

Домашний игровой уголок дошкольника

Каким должен быть домашний игровой уголок и когда ему следует появиться у ребенка? Вопросы далеко не праздные, и ответы на них не очевидны для родителей. Многие, к сожалению, вообще не задаются такими вопросами.
Игровой уголок – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно и он мог полноценно развиваться?
Прежде всего, для игрового уголка понадобиться детский стол – простой, с ровной деревянной или пластиковой поверхностью (однотонной, без рисунков и орнаментов), достаточно большой (оптимальный размер 50 на 70 см) для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т.п. Нужны два детских стула (один для ребенка, другой для взрослого, который при необходимости сможет легко присоединиться к ребенку).
Стол надо разместить таким образом, чтобы было удобно действовать и сидя, и стоя, со свободным подходом к любой стороне.
Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж или этажерка (из двух-трех полок, по высоте доступных руке ребенка), несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала. Необходимо также предусмотреть свободное место на полу, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков, оставить все это на какое-то время (без помех для окружающих). Эту «напольную» часть игрового уголка целесообразно обозначить ковриком (примерно 70 на 70 см).
Оформленный таким образом игровой уголок занимает немного места и при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий. Ребенок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам (это важно для развития самостоятельности и личностной зрелости), а взрослый освобождается от лишних хлопот (доставать игрушки с недоступных для ребенка «высот» или извлекать из «глубин» шкафов). В игровом уголке ребенок вправе и разбросать игрушки, и навести порядок.
Наличие игрового уголка – противовес неистребимой тяге многих родителей к гиперопеке, к стремлению держать ребенка в зависимости от своей воли и настроения.
Есть несколько типичных ошибок в отношении родителей к личному пространству ребенка. Первая – отрицание необходимости такового по принципу: «Он везде может играть, мы ему не запрещаем». Вроде бы это хорошо, но в какие-то моменты жизни присутствие ребенка «везде» становится неудобным для взрослых, которым надоедает натыкаться на разбросанные повсюду игрушки. Ребенок не может сконцентрироваться на своих занятиях, или, напротив, когда он сосредоточился на игре, от него требуют, чтобы он убрал игрушки, навел порядок и т.п.
Другая ошибка: вплоть до 3-4 лет родители оставляют детский стол-трансформер, предназначенный для кормления ребенка раннего возраста (стол с бортиками и прикрепленным к нему стулом). Подросший ребенок с трудом может забраться в это сооружение и выбраться из него, бортики мешают его ручной работе (особенно графической). Получается, что формально игровой уголок есть, но фактически это просто ненужная громоздкая вещь. От такого столика следует избавиться по достижении ребенком двух лет.
И, наконец, еще одна ошибка: уже в 3-4 года ребенку отдают настоящий письменный стол, по принципу: «Он уже есть, зачем что-то еще, ведь к школе все равно понадобится». Следуя такой логике «навырост», родители не отдают себе отчета, что из-за неприспособленности этой вещи к детским занятиям (высота стола, невозможность пристроиться к нему с разных сторон, действовать не только сидя, но и стоя), она также оказывается нефункциональной. Письменный стол, как и школьный ранец, — это знак перехода ребенка в новую социальную позицию школьника; письменный стол должен появиться именно в момент поступления в школу (по этой же причине следует отказаться и от стола-парты).
Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить?
«Начинка» игрового уголка связана с занятиями, которым может предаваться ребенок в возрасте от двух до шести-семи лет, один или с близкими взрослыми, или с другом-сверстником.

Само название «игровой уголок», конечно, условно, ведь он должен вмещать в себя материалы не только для игры как таковой, но и для «родственных» ей видов деятельности ребенка.

«Играть, создавать, исследовать» — вот девиз, под которым происходит развитие дошкольника. Этот девиз объединяет игру (сюжетную и игру с правилами), продуктивную деятельность (рисование, лепку, конструирование), исследовательскую деятельность (сравнение свойств реальных объектов, классификацию символических объектов-картинок, установление пространственных, причинных, временных связей между явлениями окружающего мира).
Подойдем к вопросу практически. Ребенку исполнилось два года, и надо правильно пополнить игровой уголок. Начнем со стержневых материалов – необходимого минимума, который составит его основу.
Для сюжетной игры это средних размеров кукла (в одежде мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка) и антропоморфное мягкое животное (в классическом варианте – плюшевый медвежонок). Такие игрушки-персонажи обычно становятся своеобразными компаньонами ребенка, объектами его эмоциональной привязанности. Непременный приклад к этим персонажам – игрушечная посуда, соразмерная куклам кровать, кухонная плита, складная кукольная коляска (для девочки), грузовик (для мальчика).
Для конструирования (одновременно и для игры) понадобится большой строительный набор из дерева (с деталями, различающимися по форме, величине, цвету). Это универсальный материал, который ничто не может заменить и который пригодится ребенку вплоть до школы.
Для рисования и лепки необходимы пластилин, стопка бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти (эти материалы должны все время пополняться по мере расходования).
Материалы для лепки, рисования и конструирования (то есть для продуктивной деятельности) – это одновременно и объекты для практического исследования (для постижения свойств и качеств предметов).
Дополним уголок несколькими настольными играми, стимулирующими исследовательскую деятельность: мозаикой, детским лото с картинками, складными (разрезными) кубиками.
На стеллаже отведем место для детских книг (слушание книг и рассматривание иллюстраций дает мощный импульс развитию ребенка).
Этот стержень, как бы «костяк» игрового уголка, скомпонованный в два года, послужит ребенку в течение всего дошкольного возраста.
А что делать с теми игрушками, которые накопились к двум годам? Провести ревизию и рассортировать. Игрушки, которые ребенок явно перерос, убрать. Игровые материалы, которые еще привлекают ребенка и полезны для его развития, можно сложить в один из контейнеров в игровом уголке (до трех-четырех лет пригодятся пирамидки, доски-вкладыши, стержни для нанизывания разноцветных шаров и т.п.).

Дальше возникает резонный вопрос: от двух до семи лет возможности и потребности ребенка изменяются, следовательно, и «начинка» игрового уголка должна меняться с возрастом?
Чтобы игровой материал стимулировал дальнейшее развитие ребенка, необходимо в 4-5 лет (на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту) пополнить игровой уголок материалами, также имеющими универсальное значение.

Для сюжетной игры это настольные макеты: кукольный дом (для девочки), крепость (для мальчика) с прикладом в виде разнообразных транспортных средств, утвари, мелких человечков и животных, наборов солдатиков и роботов, которые будут «населять» эти макеты и позволят ребенку выстроить целый «игровой мир». Эти игрушки открывают неисчерпаемые возможности для творческой игры.

Для конструирования надо обзавестись кнопочным конструктором типа «Лего».
Мозаика, пластилин, бумага и карандаши не теряют своей универсальной развивающей ценности, но чтобы ребенок открыл новые возможности этих материалов, необходимо дополнить их раскрасками, альбомами с образцами поделок, орнаментов, рисунков, стимулирующих ребенка к копированию образцов и к собственному творчеству.

Для исследовательской деятельности понадобятся разнообразные наборы сюжетных картинок («истории в картинках»), лото с более сложным содержанием (для классификации) и, самое главное, должны появиться материалы для освоения письменной речи и счета: магнитная азбука, касса букв и цифр, развивающая математическая тетрадь.

Нужны и более сложные настольные игры – «гусек» и шашки.
Однако в реальной жизни «начинка» игрового уголка определяется не только родителями. Кроме специально подобранных развивающих игрушек и материалов, накапливается очень много случайных.
Как обычно появляются у ребенка новые игрушки?
У любого взрослого человека сохраняются хотя бы отрывочные, эпизодические воспоминания о своем дошкольном детстве, об играх со сверстниками. И когда в семье появляется ребенок, родители очень часто в выборе игрушек исходят из своих детских предпочтений или нереализованной мечты о заветных игрушках. В результате взрослый выбирает игрушки как бы «для себя», а не для ребенка, и выбор не всегда оказывается удачным.
Также выбор игрушки может быть определен прихотью ребенка, которому понравилось что-то в витрине магазина.

В результате можно увидеть в игровом уголке удручающую картину: два-три десятка мягких игрушек-животных или огромное количество разнообразных автомобилей свалены в кучу на полке, на столе; ребенок уже и счет им потерял, почти не притрагивается к ним.
Потому необходимо приучать ребенка не глазеть на витрины. Если идти с ним в магазин игрушек, то уж целенаправленно – за ранее обсужденной и выбранной, «вымечтанной» игрушкой.
Надо иметь ввиду, что избыток игрушек плохо сказывается на развитии ребенка. Необходима оптимально насыщенная предметная среда, стимулирующая разнообразные занятия дошкольника и в то же время не пресыщающая его, а толкающая на путь творчества, изобретательности.
Как же быть, когда накапливается слишком много ненужного? Время от времени стоит вместе с ребенком заняться расчисткой игрового уголка. Старые изношенные игрушки выбросить, что-то отнести в детский сад, раздарить, отвезти на дачу. Однако надо иметь ввиду, что дети – большие собственники и с неохотой расстаются даже с не особенно любимыми игрушками. Поэтому к расчистке следует отнестись деликатно и поначалу, может быть, просто собрать часть игрушек и отправить на антресоли, чтобы они, по крайней мере, не загромождали пространство.
Все эти рекомендации годятся для любого игрового уголка, независимо от того, встраивается ли он в общую комнату или размещается в отдельной «детской».
Если у ребенка есть своя комната, можно дополнить игровой уголок материалами и оборудованием для развития двигательной активности: набором кеглей, скакалкой, мячами разных размеров, небольшим спортивным комплексом.
Главное, надо помнить, что игровой уголок – личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Это пространство свободы, его самореализации. Возможность управления своими вещами способствует формированию у ребенка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.
Но чем же руководствоваться родителям при подборе игрушек для дошкольника?
Конечно, любая игрушка должна быть эстетичной (радовать глаз), безопасной (в плане краски, материала и т.п.), развлекать ребенка, поскольку игра – это по определению, деятельность, доставляющая удовольствие.
И вместе с тем, учитывая эти требования, необходимо при подборе игрушек руководствоваться соображениями их полезности для развития ребенка.

Подбирать игрушки для ребенка следует, исходя из следующих принципов:
1) игрушки должны обеспечить возможность развернуть полноценную игру (сюжетную или с правилами), т.е. должны соотноситься со спецификой деятельности;
2) игрушки должны соответствовать возрастным особенностям игровой деятельности (игра ребенка двух лет – не то же самое, что игра ребенка шести лет)

свернуть

Памятка для родителей. Готовность ребенка к школе

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: 
- интеллектуальную готовность; 
- мотивационную готовность; 
- волевую готовность; 
- коммуникативную готовность. 
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7-и годам ребенок должен знать: 
• свой адрес и название города, в котором он живет; 
• название страны и ее столицы; 
• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; 
• времена года, их последовательность и основные признаки; 
• названия месяцев, дней недели; 
• основные виды деревьев и цветов. 
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении. 
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. 
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. 
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. 
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. 
Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. 
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. 
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. 
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. 
Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка 
1. Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух. 
2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу. 
3. Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные. 
4. Умение отвечать на вопросы и задавать их. 
5. Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми). 
6. Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний. 
7. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.). 
8. Иметь представление о сезонных явлениях природы. 
9. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.). 
10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей. 

Уважаемые родители! Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению. 
МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК: 
1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок? 
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»? 
3. Понимать смысл того, о чём ему читают? 
4. Чётко выговаривать своё имя? 
5. Запомнить свой адрес и номер телефона? 
6. Писать карандашами или мелком на бумаге? 
7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено? 
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения? 
9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям? 
10. Слушать и следовать полученным указаниям? 
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает? 
12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание? 
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории? 
14. Проявлять интерес к окружающим предметам? 
15. Ладить с другими людьми? 

НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКА 
К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно: 
- мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой; 
- причёсываться (своей расчёской); 
- мыть ноги перед сном тёплой водой; 
- утром и вечером чистить зубы; 
- при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу; 
- умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном; 
- пользоваться носовым платком; 
- быстро одеться, раздеться, убрать постель; 
- содержать в чистоте и порядке игрушки и книги; 
- содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ; 
- при входе в помещение вытирать обувь; 
- переодеваться в домашнюю одежду и обувь; 
- при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью. 

РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 
1. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить. 
2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков. 
3. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые. 
4. Не переучивайте левшу насильно - дело не в руке, а в устройстве мозга. 
5. Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения. 
ПОМНИТЕ, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются от целей взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели. 
образ слова, или с чем-то другим. 
 ПОМНИТЕ: для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.

свернуть

Страничка педагога-психолога

Многие путают педагога-психолога с врачом психиатром или психоневрологом, и думают, что педагог-психолог занимается с детьми, которые не совсем здоровы. Это ошибочное представление! Ключевое слово здесь - педагог. Педагог-психолог не лечит, а посредством игр и развивающих упражнений улучшает память, внимание, воображение, мышление, познавательное развитие.

Цель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении: способствовать психологическому комфорту и развитию детей, сохранению их психологического здоровья.

Задачи можно разделить на две группы:

  1. Педагог-психолог участвует в воспитательном процессе в целом. Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей, передаче им знаний об возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослых с детьми и общения детей разных возрастов между собой;

  2. Вторая группа задач сложнее и многообразнее, она связана с индивидуальной работой с детьми и должна учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ребенка. Сюда относятся такие направления, как: адаптация детей к детскому саду, организация и проведение индивидуального обследования, определение психологической готовности к школе.

Главные принципы педагога-психолога:

Не навреди! Работа организована так, чтобы не нанести ущерба здоровью детей, педагогов и родителей.
Ребенок уникален. Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями.
Если у вас есть какие-то вопросы по развитию вашего ребенка, вы всегда можете подойти в индивидуальном порядке.


ТЕЛЕФОНЫ "ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ"
- 64-47-50, 72-25-50, 
ПО КОТОРЫМ ГРАЖДАНЕ РАЙОНА, ОРГАНИЗАЦИЙ 
МОГУТ СООБЩИТЬ О  ПРОЖИВАНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ,
ОБ ОСТАВЛЕНИИ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА.

ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В жизни каждого человека могут случиться моменты, когда ему необходима помощь.

От сложных и экстремальных ситуаций никто не застрахован.

Номера телефонов

Организация

Режим работы

+375 17 3001006

Республиканский центр психологической помощи

По будням

08.00-17.00

 

+375 222 76-70-10

Социально-педагогический отдел ГУДО «Многопрофильный центр по работе с детьми и молодежью «Юность» г.Могилева»

«Горячая линия»

 

По будням

08.00-17.00

 

 

+375 222 25-57-17

+375 222 72-25-50

ГУО «Могилевский городской социально-педагогический центр»

Отдел психолого-педагогической, социально-правовой консультации и социальной реабилитации

«Горячая линия»

 

По будням

08.00-20.00

 

По будням

08.00-20.00,

суббота 09.00-13.00

+375 222 47-31-61

 

 

+375 222 71-11-61

 

УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница»

Детское амбулаторно-поликлиническое психиатрическое отделение диспансерного отделения

«Телефон доверия»

Понедельник, среда 13.30-20.00,

вторник, четверг, пятница 8.00-14.30

Круглосуточно

+375 222 75-06-65

+375 222 75-06-67

+375 222 75-07-54

+375 222 75-07-25

УЗ «Могилевский областной наркологический диспансер»

Регистратура

Врач психиатр-нарколог (подростковый)

Психолог

 

По будням

08.00-17.00

 

Понедельник 11.00-18.00,

вторник-пятница

08.00- 15.00

круглосуточно

+375 222 23-40-89

+375-44-561-82-57

+375-44-7-607-603

«Белорусский фонд SOS-ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ» Социальный кризисный центр для женщин

Телефон горячей линии по вопросам насилия

 

 

Круглосуточно

+375 222 22-69-25

+375 222 22-53-03

Кризисная комната для лиц, перенесших насилие Ленинского района

«Горячая линия» отделения социальной адаптации и реабилитации Ленинского района

 

Круглосуточно

По будням

08.00-20.00,

суббота 09.00-16.00

+375 222 71-88-02

+375 222 46-44-04

Кризисная комната для лиц, перенесших насилие Октябрьского района

«Горячая линия» отделения социальной адаптации и реабилитации Октябрьского района

Круглосуточно

 

По будням

08.00-20.00

8-801-10-01-611

Общенациональная Детская линия Помощи

8-801-100-1611

Детская Линия Помощи

 

В СЛУЧАЕ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СЕМЬЕ

ПОМОЩЬ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ:

Номера телефонов

Организация

Режим работы

+375 222 29-58-88

Телефон доверия УВД

Круглосуточно

+375 222 47-00-00,

+375 222 72-72-29,

+375-29-746-46-01,

+375-29-609-46-01,

+375-25-549-04-81

 

Октябрьский РОВД г. Могилева

Оперативно-дежурная служба

Круглосуточно

+375 222 48-42-70

 

Инспекция по делам несовершеннолетних Октябрьского РОВД г. Могилева

 

По будням

08.00-17.00

+375 222 25-12-87,

+375 222 23-01-65

+375-29-744-98-44

 

Ленинский РОВД г. Могилева

Оперативно-дежурная служба

 

Круглосуточно

+375 222 31-20-21

 

Инспекция по делам несовершеннолетних Ленинского РОВД г. Могилева

 

 

По будням

08.00-17.00

Пострадавшие от домашнего насилия могут обратиться в:

- учреждение «Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Могилева» - т. 65-44-04.
-отделение социальной адаптации и реабилитации т. 73-92-32.
Круглосуточно - Velcom +375 (29) 112-56-90.

- отдел внутренних дел администрации Октябрьского района г.Могилева – т. 102 либо 42-70-00.

- телефон доверия для детей и подростков 8-801-100-16-11.

- социальный кризисный центр для женщин «SOS-ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ МОГИЛЕВ» тел. 8(0222)-23-40-89; 80(44)-561-82-57.

свернуть

Адаптация детей в ДУ

Адаптация - это приспособление к изменяющимся условиям. А жизнь малыша, поступающего в детский сад, меняется очень резко. Непривычная еда, непривычные игры, отсутствие рядом мамы, постоянный контакт с другими детьми... Как же помочь ребенку пережить этот сложный период?

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.

Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад:

• Не обсуждать при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом. Настроить малыша как можно положительное к его поступлению в д/с.

• Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров. Повысить роль закаливающих мероприятий.

• Не отдавать малыша в детский сад в разгаре кризиса 3-х лет.

• Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим дня ребенка дома.

• Как можно раньше познакомить малыша с детьми и воспитателями в детском саду, куда он скоро придет. Раскрыть малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.

• Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

• Готовить ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

• Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления в детсад.

• Планировать свой отпуск так, чтобы не оставлять ребенка первое время на целый день в детском саду.

• Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.

Как надо вести себя родителям с ребенком, начавшим посещать детский сад:

• Не оставлять его на целый день в детском саду, пораньше забирать домой.

• Создать для него спокойный, бесконфликтный климат в семье, уменьшать нагрузку на нервную систему.

• На время прекратить походы в цирк, театр, в гости.

• Создать в выходные дни дома для него такой же режим, как и в детском саду.

• Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.

• При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома, сразу обратиться к психологу и детскому врачу.

Как не надо вести себя родителям  с ребенком, начавшим посещать детский сад:

• При ребенке плохо говорить о детском саде, конфликтовать с ним дома.

• Угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи и непослушание, поздно забирать домой.

• Мешать контактам малыша с детьми в группе.

• Водить ребенка в многолюдные места, резко менять в выходные его режим дня.

свернуть

Как подготовить ребенка к детскому саду

Если ваш малыш летом должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию.

Картинки по запросу картинки ребенок и детский сад

1. Перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.
 2. Обратите внимание на режим дня ребенка. За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.

Картинки по запросу картинки ребенок и детский сад

 3. Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по-большому в одно и то же время (не с 10 до 12 часов - время прогулки и обеда в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже "очень хочется", а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.
 4. Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните "кусочничество" между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть все побыстрее и до конца вызывают у малыша приступ тошноты - это серьезный повод задуматься о возможности посещения ребенком детского сада. В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.
5. Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад - особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду - самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру. Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое - это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.

Картинки по запросу картинки ребенок и детский сад 
6. Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся "традицию" расставания. "Почетной обязанностью" малыша может стать помощь маме при сборах на работу ("А ну-ка неси мою "рабочую" сумку" или "Куда же это я положила зонтик? Ты не мог бы поискать его?"), а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта или махать рукой из окна. Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми - все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама. На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.
7. Последите, как ребенок играет с другими детьми.(Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Хорошо, если у вас летом на даче образуется большая детская компания. Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом и с "дежурной" мамой.
8. Приучите ребенка выносить во двор только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться. В детский сад приносить игрушки нельзя. В группах и на игровом участке есть игрушки для всех и там ребенок уже не скажет "Это моё", потому что всё общее.

свернуть
поделиться в: